Ежегодно, апрель у славян начинался
весенними праздниками возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой
рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из
весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами
понукал своего коня. Это — Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет
несколько значений: 1) пронзительный весенний свет и тепло; 2) юная,
стремительная и неуправляемая сила; 3) страсть и плодородие. Народ гуцулов,
карпатских горцев, весну называет ярью, а у костромичей яр — жар и пыль. Яр —
это и стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды. Ярый
означает вспыльчивый, разъяренный. Ярица — поле пшеницы. Словом, все в это время
предается буйным радостям жизни, иногда даже чрезмерным и небезопасным.
На празднике для Ярилы выбирали невесту и нарекали ее Ярилихой. Девушку одевали
во все белое, голову украшали венком и,
... Читать дальше »
Чернобог (черный Змей, Кощей) -
Повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти,
зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного.
Славяне делят весь мир на две половины: добрую и злую или дружественную и
враждебную человеку. Каждую из них олицетворяет свой бог.
Враждебную олицетворяет Чернобог.
Чернобог изображается в виде человекоподобного идола, окрашенного в черный цвет
с посеребренными усами. Ему приносят жертвы перед началом важнейших дел,
например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносят часто кровавые и
человеческие, убивают пленников, рабов и коней.
Чернобог - навий, "злой" бог согласно "Славянской хронике" Гельмольда. В
сербо-лужицком пантеоне назван А.Френцелем (1696) - Czernebog, причем первым в
этом пантеоне - противник Черного бога - Свентовит. Аль-Масуди в десятом веке
дает описание святилища некоего бога на черной горе: "...
... Читать дальше »
Хорс - славянский бог
Солнца - светила, сын Рода, брат Велеса
Не все боги у славян и русов были общими. Например, до прихода на берега Днепра
русов здесь не знали Хорса. Лишь князь Владимир установил его изображение рядом
с Перуном. Зато он был известен у других арийских народов: среди иранцев,
персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца — Хорсету. Это
слово имело и более широкое значение — «сияние», «блеск», а также «слава», «величие», иногда «царское достоинство» и даже «хварна» — особая отмеченность богами, избранность.
Ученые долго не могли определить природу русского бога Хорса.
Получалось, что на Руси одновременно существовало, по крайней мере, три бога
солнца: Даждьбог, Хорс и Ярило. В чем состояло их различие?
Дажд
... Читать дальше »
Иностранные хронисты считали Триглава
одним из многочисленного сонма славянских богов, не понимая, что в этом
главнейшем символе была выражена сама суть нашей древней веры: бог един, но у
него множество проявлений. Чаще всего, это три главные сущности: Сварог, Перун и
Святовит (Свентовит). В «Бояновом гимне» повествуется:
... главу перед Триглавом склоните!
Так мы начинали,
великую славу Ему воспевали,
Сварога — Деда Богов восхваляли,
что ожидает нас.
Сварог — старший Бог Рода Божьего
и роду всему — вечно бьющий родник...
И Громовержцу — Богу Перуну,
Богу битв и борьбы...
И Свентовиту мы славу рекли.
Он есть и Права, и Яви Бог!
Песни поем мы Ему, ведь Свентовит — это Свет. Поэтому можно сказать, что любое изваяние славянских богов это и есть Триглав.
По этой причине многие божества изображались многоликими — многосущестными, а
германский летописец наз
... Читать дальше »
Стрибог - в
восточнославянской мифологии бог ветра.
Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по
отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры
названы «стрибожьими внуками». Родился Стрибог из дыхания Рода.
Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником,
мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе
седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове
посередине моря-океяна.
Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств.
Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали
и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, счи
... Читать дальше »
Одним из Сварожичей был
бог огня — Семаргл, которого иногда по ошибке только считают небесным псом, охранителем
семян для посева. Этим (хранением семян) постоянно занималось гораздо мелкое божество — Переплут.
В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет. Сварог
ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры,
которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный бог Семаргл. Он восседал
на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал
Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и
мирным. Семаргл,
Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и
посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом.
Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего, его имя настолько свято. Еще
бы, ведь этот Бог обитает не где-нибудь на
... Читать дальше »
Западные славяне называли Святовитом (Свентовит,
Световид) нашего Сварога, деда Богов. Русский исследователь фольклора Александр
Афанасьев в книге «Древо жизни» писал: «...основа же имени (свят — свет)
указывает в Святовите божество, тождественное Сварогу: это только прозвания
одного и того же высочайшего существа».
Действительно, от имени этого славянского бога происходит само название
святости, всего святого, святых праведников (то есть людей, следующих по пути
Прави) и божественного света, проливающегося на землю. Кроме того, любой
праздник на многих славянских языках называется свято. Словом, до наших дней
Святовит, хотя его храм в Арконе на острове Руен уничтожен датчанами 15 июня
1168 года, представляет самую суть духовной жизни славяно-русов. Когда-то этот
храм был одним из самых святых мест Европы, чудом света, не меньшим, чем храм
Зевса в Олимпии. И потому возбуждал у соседей за
... Читать дальше »
Святобор — у западных и восточных
славян(белорус.) — бог лесов и лесных угодий. Он предопределяет участь, жизнь и судьбу всех
обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе. Убеждение, что природе
нельзя наносить — по глупости или жадности — невосполнимый урон, возникло еще в
глубокой древности. Наши предки верили, что охотника,
посягнувшего на зверя с детенышем, или рыбака, который ловит рыбу, когда она нерестится, покарает владыка чащоб Святобор.
Верили, что всех охотников, прельщающихся на легкую, неправедную добычу, ждет грозная расплата.
Исстари в заповедных лесах, святых борах охота и вырубка деревьев запрещались под страхом смерти. При
Петре Великом власти жестоко расправлялись с порубщиками сосен в поймах рек и озер.
Святобор — олицетворение вечно живой природы. Не зря на древнем поэтическом
языке травы, цветы, кустарники и деревья называли волосами матери-сырой
... Читать дальше »
Со священного языка арийцев санскрита,
слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». В давние времена им обозначали
дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет.
Иными словами, сын Рода бог Сварог — это Отец Небесный. Иногда его называли
просто Бог. Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Он нашел волшебный камень Алатырь,
произнес магическое заклинание — камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем.
Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. В индийских Ведах
это творение названо Пахтанием океана. Алатырь он использовал и для других
важных целей: ударял по нему молотом — из разлетающихся во все стороны искр
рождались новые боги и ратичи — небесные воины. В более поздние времена великий
волшебник полуконь Китоврас (греки называли его кентавром Хироном) построил
вокруг Алатыря храм в честь Всевышнего. Так появилось
... Читать дальше »
Все народы знают самого первого бога — это живая, творящая мыслью, бесконечная
во времени и пространстве Вселенная. Космос один, и,
одновременно, его бесконечно много. В «Книге Велеса» записано: «Бог — един, и
множественен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы
имеем многих богов». Все, что существует, — лишь малая Его часть. И у Него великое множество имен.
Древние русы и славяне знали его как Всевышнего, иногда сокращая имя до Вышнего,
или еще проще — до Вышня. Другой арийский народ, индийцы, называли бога - Вишну. Именно Всевышний создал своей мыслью Золотое яйцо, из которого вышел Его сын —
Род. Этот бог начал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор
несет в себе
... Читать дальше »
Перун — самый знаменитый
из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Очень выразительный
портрет Громовержца дал Константин Бальмонт:
У Перуна мысли быстры,
Что захочет — так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз.
Может, именно за буйный нрав князья и воины выбрали Перуна своим небесным
предводителем. Великий князь Владимир Святославич поставил его во главе
остальных богов и установил монумент рядом с княжеским дворцом в Киеве. После
крещения Руси сам же велел его свергнуть и утопить в водах Днепра. Люди бежали
следом и кричали: «Выдыбай, Боже!»(«Выплывай, Боже!»). Место, где волны
выбросили на берег деревянную статую Громовержца, и по с
... Читать дальше »
У Коляды был брат-близнец
Овсень (Авсень), который появился на свет чуть позже и потому считался вторым, младшим.
Ему же досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым
учил людей Коляда.
В «Книге Коляды» записано:
Как два сокола летели — Овсень и Коляда!
Там лето — здесь зима!
Как они летели — все люди глядели.
Как они садились — все люди дивились.
Как они вспорхнули — все люди вздохнули...
Чествование двух братьев приходилось на один и тот же сезон — зиму. Сначала
праздновали Коляду, затем по деревням ходили «овсенщики», славившие Овсеня.
«Лето» в песне символизирует вечное благоденствие жизни на небесах. «Зима» — это
трудности земной жизни. Еще не так давно по белорусским селам под Новый год
водили двух братьев. Один, одетый богато и красиво, был Колядой, другой, во всем
старом и рваном, — Овсень. Входил
... Читать дальше »
Лель,
Лелья, Лельо, Любич, в мифологии древних славян бог любовной страсти. О
Леле - этом веселом, легкомысленном боге страсти -
до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын
богини
красоты и любви Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Особенно
ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь. Изображался он в
виде
златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и
неуловима.
Лель метал из рук искры: ведь страсть - это пламенная, жаркая любовь! Он
то же,
что греческий Эрос или римский Амур, только те поражают сердца людей
стрелами, а
Лель возжигал их своим ярым пламенем. Священной птицей его считался аист. Другое название этой птицы в некоторых
славянских языках - лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки -
символы весны.
ВОЛШЕБНАЯ СВИРЕЛЬ
Во
... Читать дальше »
В ряду древних русских
богов, Рода, Сварога, Перуна и других, обычно пропускают Крышня, а между тем, он
— один из главных. Напомним о его деяниях.
Крышень (в Индии его называли Кришной) — сын Всевышнего и богини Майи, то есть
он доводился братом самому первотворцу мира Роду, хотя и был значительно младше
его. Он появился на свет не случайно, а чтобы исполнить великую миссию. В то
время на мир Яви обрушились великие холода. Люди утратили дар богов, огонь, и
вымирали, замерзая. Причиной этих великих бедствии был Чернобог. Крышень слетел
с небес на белогривом коне, дал людям огонь, а потом сразился на берегу
Ледовитого океана с Чернобогом и победил его. Это деяние Крышня воспето в
священной «Книге Коляды»:
Зажигайте Огонь Священный!
Пусть пылают огни горючие — высоко до самого неба!
Почитайте и помните Крышня,
Сына Златой Майи и Вышня!
Победу нового бога небожители решили отпра
... Читать дальше »
Имя этого русского бога,
пожалуй, известно всем, ведь от Сочельника до самого Велесова дня от дома к дому
ходили ряженые колядники и пели особые песни — колядки: Уродилась Коляда
Накануне Рожества,
За горою, за крутою,
За рекою, за быстрою...
...Ой, Коляда, Коляда,
Ты бываешь, Коляда,
Накануне Рождества!
Но вот кто же такой этот Коляда, что значит его имя и почему его праздник
приходится на день зимнего солнцеворота, никто не знал. Высказывались разные
предположения, что, мо
... Читать дальше »
Легенды о Китоврасе относятся к древнейшим временам общеарийского единства и
потому известны многим народам. В Индии это предания о Ганд-харвах, в Иране — о
Гандарве, в Греции — о Хироне, в Скандинавии — о могучем великане, построившем
с помощью своего богатырского коня город богов Асгард. В мифах семитских народов
— это демонический помощник царя Соломона. Кельты многие деяния Китовраса
приписали Мерлину, в частности волшебное пересенесение по воздуху из Ирландии на
Британские острова камней Стоунхенджа.
Каково же изначальное предание? В «Книге Коляды» повествуется о том, как Месяц,
истомившись одиночеством, решил похитить у бога Хорса его жену — прекрасную
Зарю-Заряницу. Самому ему это было не силам, и потому решил Месяц обратиться за
помо
... Читать дальше »
Догода - бог тихого, приятного ветра и
ясной погоды, полная противоположность своему свирепому брату, покровителю ветров Позвизду.
Румяный, русокудрый юноша в васильковом венке, в серебристо-голубой одежде, с
самоцветными крылами за спиной, Догода неспешно пролетает над землею, осеняя ее
своей улыбкою, ласковым взором, приветливо помахивая вечно цветущей веткою розовоцветного шиповника.
Покорные его воле, плывут в вышине стаи легкокрылых облаков. Наши предки
усматривали в их причудливых очертаниях и небесные горы, и дворцы великанов, и
ковры-самолеты, и колесницы божеств. Виделись им, конечно же, и ладьи, в которых
восседают давно умершие предки, изредка навещающие родимые края. Они
удостоверяют, что потомки чтут
... Читать дальше »
Среди даров Сварога людям были и его сыновья — Сварожичи. Первый из них Даждьбог — бог Солнца, податель тепла и света. Его имя слышится в самой краткой, дожившей до наших дней, молитве: «Дай, Боже!» Древние славяне считали Солнце, Молнию и Огонь - два небесных Пламени и одно земное - родными братьями, сыновьями Неба и Земли. Идол его стоял на холме в Киеве. Наши предки верили, что Дажьбог покровительствует свадьбам, встречает жениха на рассвете в день бракосочетания. Дажьбог замыкает зиму и отмыкает лето. Дажьбог - Дабь, Радегаст, Радигош, Сварожич Это разные вариации имени одного и того же бога. Бог плодородия и солнечного света, живительной силы. Первопредок славян (славяне по тексту "Слова о Полку Игореве" - даждьбожии внуки) - "Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашет
... Читать дальше »
В «Повести временных лет» летописец Нестор называет Велеса «скотьим богом», покровителем домашних
животных. Возможно, этот монах плохо знал дохристианскую мифологию Руси или
постарался приуменьшить значение сына Рода, брата Сварога.
Велес — один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то,
что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять
ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после
печали — радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а
обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье.
Коловращение происходит по высшему закону Прави вслед за движением Солнца по
небу — Посолонь. Направляющей силой является Велик
... Читать дальше »
Рядом с Триглавом всегда находились Белобог(Белбог) и Чернобог, которые пребывали в постоянной
борьбе друг с другом: дневной свет тускнел в надвигающихся сумерках, а ночную
тьму рассеивала утренняя заря; на смену грусти спешила радость: вслед за
жестокостью и завистью приходило время бескорыстных и добрых дел. Белобога
изображали мудрым седобородым и седовласым старцем, Чернобога — уродливым
скелетообразным «кощеем». Однако Белобога и Чернобога почитали в равной мере. В
Померании возвышается гора, которая называется Белобогом. В Польше это такие
места, как Бялобоже и Бялобожница, в Чехии — Беложице, в украинской Галиции —
Белбожница. Вблизи Москвы, рядом с Радонежем, существовало святилище Белобоги, а
в Костроме православный Троице-Белобож
... Читать дальше »